Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие
для системы повышения квалификации / Под общ. ред. С.И. Маслова. — М.:
Издательство МЭИ, 2004. — 868 с.
АННОТАЦИЯ
Представлены материалы, отражающие аспекты и проблемы информатизации
образования и предназначенные для повышения квалификации проректоров, курирующих организацию разработок и применение информационных технологий
в различных направлениях деятельности высших учебных заведений.
Стремление авторов довести изложение до рассмотрения практических примеров и рекомендаций, основанных на многолетнем опыте создания и применения
электронных образовательных ресурсов и средств информационной поддержки
управления учебным заведением, делает пособие полезным и интересным для
всех, кто участвует в решении проблем информатизации образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Основные направления и программы информатизации образования
1.1. Федеральные целевые программы
1.2. Научные отраслевые программы
1.3. Региональные программы информатизации образования
2. Автоматизированные информационные системы управления образованием
2.1. Ядро ИАИС сферы образования и центральный сегмент корпоративной сети
2.2. Интегрированные автоматизированные информационные системы образовательных учреждений
2.3. Сопряжение ИАИС образовательного учреждения с ядром ИАИС и центральным сегментом сети
2.4. Безопасность информационных систем
2.5. Некоторые вопросы безопасности ядра ИАИС и центрального сегмента сети
3. Повышение квалификации и переподготовка кадров в области информационных технологий
3.1. Отраслевые программы повышения квалификации
3.2. Авторизированные центры повышения квалификации
3.3. Примеры вузовских программ
4. Нормативно-правовые основы применения дистанционных образовательных технологий
4.1. Комментарий к нормативно-правовым документам
4.2. Обзор разработок в области стандартизации технологических систем в образовании
5. Современный уровень дистанционного обучения
5.1. Отечественная и зарубежная практика дистанционного обучения
5.2. Сопоставление традиционных и дистанционных образовательных технологий
5.3. Изменение образовательных ресурсов под влиянием средств информатизации
5.4. Виды учебных занятий и средства информатизации
Часть 2. СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
6. Единая образовательная информационная среда технического университета
6.1. Информационное пространство вуза
6.2. Общие принципы построения единой образовательной информационной среды технического вуза
6.3. Информационно-вычислительная сеть МЭИ (ТУ)
6.4. Компоненты единой образовательной информационной среды технического вуза
6.5. Принципы организации учебного процесса в ЕОИС
7. Информационное обеспечение электронного обучения
7.1. Задачи информационного обеспечения в системе преподаватель-обучаемые-администрация
7.2. Планирование доставки учебных ресурсов
7.3. Что нужно для использования сетевых технологий?
7.4. Сервисы Интернет
7.5. Организация сетевого общения
7.6. Поиск информации в Интернет
7.7. Использование нового оборудования и технологий
7.8. Администрирование учебного процесса в условиях применения ДОТ
7.9. Управление учебными ресурсами
8. Электронные учебно-методические комплексы
8.1. Состав электронных учебно-методических комплексов
8.2. Классификации электронных образовательных ресурсов
8.3. Требования, предъявляемые к электронным учебно-методическим комплексам
8.4. Электронные учебно-методические комплексы как базовое средство обеспечения ДОТ
8.5. Экономические аспекты создания и использования ЭУМК
8.6. Авторские права и имущественные права на электронные ресурсы
8.7. Тенденции в развитии ЭУМК
9. Средства разработки и применения электронных образовательных ресурсов
9.1. Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для разработки компьютерных средств обучения
9.2. Основные виды ИС для разработки КСО
9.3. Универсальные авторские среды
9.4. Сетевые авторские инструментальные средства
9.5. Приложения общего назначения
Часть 3. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
10. Проектирование электронных учебно-методических комплексов
10.1. Система интенсивного информатизированного обучения (СИИО)
10.2. Психолого-педагогические основы компьютерного обучения и проектирование педагогических систем «Компьютика»
10.3. Сравнительный анализ методик проектирования педагогических систем СИИО и «Компьютика»
10.4. Когнитивные возможности современных информационных технологий
10.5. Методические требования к электронному учебно-методическому комплексу
11. Технологии создания электронных учебников и задачников
11.1. Типы электронных учебных пособий и их специфические особенности
11.2. Требования к электронным учебным пособиям
11.3. Необходимость разработки авторских версий ПСУН
11.4. Планирование проекта
11.5. Технологии разработки ПСУН
11.6. Состав разработчиков и распределение работ
11.7. Структурирование учебного материала, навигация, эргономичность текста
11.8. Разработка стилевого оформления
11.9. Этапы создания компьютерного продукта и сопрово-дительная документация
11.10. Издательские требования к электронным изданиям
12. Лабораторный практикум
12.1. Современная концепция реализации лабораторного практикума в техническом университете
12.2. Принципы и технологии создания автоматизированного лабораторного оборудования нового поколения с удаленным доступом по сети Интернет (стр.
2,
3)
12.3. Виртуальный лабораторный практикум
13. Виды, способы и технологии контроля знаний
13.1. Способы диагностики и контроля знаний, умений и навыков
13.2. Средства ввода и анализа ответов
13.3. Средства диагностики и контроля ЗУН
13.4. Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды (ИС) для разработки компьютерных средств тестирования и контроля знаний
13.5. Сетевая система контроля знаний
14. Математические пакеты и сайты учебной направленности в Интернет
14.1. Математические пакеты в учебном процессе
14.2. Подготовка Mathcad-документов к публикации в Интернет
14.3. WebControls – сетевые элементы интерфейса
14.4. О комментариях
14.5. О вставках других программ
14.6. Об именах переменных и функций
14.7. Проблема объемных исходных данных
14.8. Контроль знаний через MAS
14.9. Доступ к расчетам через пароль
15. Применение технологий HTML и Adobe Acrobat для публикации электронных изданий
15.1. Выбор целевого формата издания
15.2. Текст электронного издания
15.3. Компоновка страниц
15.4. Использование гиперссылок
15.5. Использование изображений
15.6. Требования к изданию в целом
15.7. Распределение содержания электронного учебника по страницам электронного издания
15.8. Преобразование документов MS Word в web-страницы
15.9. Создание навигационной структуры
15.10. Использование Microsoft Front Page для создания электронных изданий
15.11. Публикация на web-сервере и сопровождение электронного издания
15.12. «Раскрутка» издания
15.13. Создание «монолитных» электронных изданий на основе HTML
15.14. Публикация электронных изданий с помощью Adobe Acrobat
16. Новые технологии в информатизации образования
16.1. Географические информационные системы
16.2. Технологии оперативного анализа данных в образовательных учреждениях