Показатели качества АЛПУД
Показатели качества АЛПУД
Для
объективной оценки качества разработанной
комплексной системы индивидуальной практической подготовки специалистов
(как и любого электронного образовательного ресурса) можно предложить следующую
совокупность показателей (количественных и качественных критериев), объединив их
в соответствующие группы:
1. Общие социальные показатели
-
Соответствие комплексной системы
индивидуальной практической подготовки специалистов
требованиям государственного образовательного стандарта и типовым программам
учебных дисциплин.
-
Научная достоверность, полнота и
доступность освоения содержания обучения для каждого конкретного уровня
образования.
-
Целесообразное сочетание и соотношение в процессе обучения
печатных и электронных изданий, программных продуктов, аппаратно-программных
лабораторных комплексов, которыми располагают конкретные учебные заведения и
непосредственно учащиеся, с одной стороны, и образовательных услуг, поставляемых
из территориально распределенных источников, с другой стороны.
-
Достижимость результатов
образовательного процесса в отведенное время при заданном уровне издержек на его
проведение.
-
Степень открытости и доступности
комплексной системы
индивидуальной практической подготовки для различных категорий удаленных
пользователей. Желательно, чтобы образовательные ресурсы комплексной системы
были доступны пользователю в любое удобное для него время: 7 дней в неделю, 24
часа в сутки, 365 дней в году (7-24-365).
-
Производительность (пропускная способность) комплексной системы индивидуальной
практической подготовки должна быть такой, чтобы пользователь не испытывал
заметных задержек в ожидании доступа к образовательному ресурсу.
2. Дидактические показатели
-
Обоснованность, полнота и
достоверность контроля уровня знаний и умений, достигаемого учащимися в процессе
обучения (входной, текущий, итоговый контроль).
-
Оснащенность современными
средствами теоретического изучения учебного материала (гипертекст, мультимедиа и
пр.), а также средствами углубленного анализа изучаемой дисциплины (средства
моделирования и математической обработки результатов).
-
Наличие развитой встроенной
системы оперативной помощи учащемуся, в том числе наличие оперативной
консультационной поддержки со стороны тьютора.
-
Наличие средств для формирования
индивидуальных заданий, а также средств их применения в режиме случайного
распределения.
-
Степень интерактивности
образовательного ресурса, обеспечивающая активное взаимодействие учащегося с
образовательным ресурсом на различных уровнях (изучение теоретического
материала, контроль знаний, моделирование, эксперимент, обработка результатов и
пр.).
-
Наличие средств автоматического
протоколирования действий учащегося.
-
Иерархическое структурирование
содержания образовательного ресурса по уровням образования с выделением
разделов, тем и объектов изучения.
-
Сбалансированность содержания
образовательного ресурса, обеспечивающая примерно одинаковую степень подробности
представления каждого объекта изучения.
-
Простота, логичность,
методическая целесообразность и лаконичность изложения содержания учебной
дисциплины.
-
Многообразие форм получения и
представления учебной информации, а также работы с нею.
-
Предоставление содержательных
возможностей для повышения активности учащихся в процессе обучения.
-
Применение (наряду со
статическими математическими зависимостями) имитационных компьютерных моделей
изучаемых объектов, допускающих, например, исследование чувствительности рабочих
показателей к варьированию параметров.
-
Возможности
настройки электронных образовательных ресурсов с учетом индивидуальности
учащихся, целей и задач их обучения.
-
Наличие средств
и инструментов активизации самостоятельной работы учащихся, например, в виде
систем моделирования.
-
Адекватность и
оперативность реакции интерактивных компонентов образовательных ресурсов на
действия пользователей.
-
Простота
навигации по разделам, темам и объектам изучения, включенным в состав
электронного образовательного ресурса.
3. Эргономические показатели
-
Наглядность
представления учебной информации, предполагающая целесообразное применение всех
средств повышения выразительности отображения, доступных современным компьютерам
(цвет, графика, звук, видеоконференции).
-
Выполнимость всех
предусмотренных компонентов, переходов, ссылок и т.д.
-
Надежность,
состоящая в том, что система должна работать без сбоев, зависаний и
преждевременного завершения по ошибке при любых действиях пользователей.
-
Реализуемость
на всех типах компьютеров, предусмотренных в документации на электронный
образовательный ресурс.
-
Запуск в работу
должен осуществляться стандартными средствами операционной системы. При
необходимости предварительной настройки она должна быть минимизирована по числу
операций и реализуема с использованием стандартных средств.
-
После
завершения работы с электронными образовательными ресурсами используемые ими
устройства компьютера должны быть освобождены (за исключением места на жестком
диске, требуемого для хранения протоколов работы, настроечной информации и
т.п.).
-
Техническая
документация (Техническое описание, Инструкция по эксплуатации, Инструкция по
инсталляции и пр.) должна быть настолько подробной, чтобы пользователи могли
выполнять все необходимые действия по эксплуатации и применению в
образовательном процессе.
-
Соблюдение
принятых правил оформления поля экрана и основных принципов построения
пользовательского интерфейса (цветовая гамма, буквенно-цифровая символика,
видеоряд, упорядоченность и выразительность графических элементов, контекстная
помощь, звуковое сопровождение)
-
Электронные
образовательные ресурсы, состоящие из нескольких запускаемых модулей, связанных
между собой по смыслу, должны быть оформлены в виде единой программной группы,
включение в работу каждого компонента которой осуществляется одним действием
пользователя с пиктограммами, размещаемыми на экране.
|
|